Краткая история возникновения геральдики
Прообразом гербов явились
символы и эмблемы, которые появились задолго до возникновения
христианства. В Греции и Риме, точно также, как у древних персов,
египтян, мидян и других народов древности, встречаются символы,
постоянно повторяющиеся на воинских знаках отличия, стягах, атрибутах
власти. Так, символом Коринфа был избран пегас, у Афин таким знаком
была сова, у Пелопонеса – черепаха. Широкое разнообразие символов
предоставляет для исследователей сфрагистический и нумизматический
материал от античности и средневековья: например, у Цезаря на печати
была изображена вооруженная Венера. Удельныйй князь Новгород-Северского
Дмитрий Корибут Ольгердович (ок.1371 - 1393) отчеканил монету с
изображением якоревидной тамги. Символ и эмблема довольно тесно
связаны. Эта взимосвязь особенно видна в гербовом или геральдическом
знаке, изучением которого и занимается одна из самых старых отраслей
исторической науки – геральдика.
Слово ГЕРАЛЬДИКА происходит от позднелатинской лингвистической традиции
– HERALDUS и означает герольд. Гербоведение – это система знаний о
гербах, правилах их составления и использования, а также специальная
историческая дисциплина, которая изучает древние гербы – так называемая
теоретическая геральдика и создает новые – практическая геральдика.
Происхождение геральдики, всю ее неповторимость и красоту невозможно
понять, не проникнувшись атмосферой того времени и теми
обстоятельствами, в которой она складывалась.
Геральдика начала формироваться около тысячи лет назад в Германии,
Франции, Англии и других странах Западной Европы и за это время
претерпела мало изменений, во всяком случае, ее основными законами и
правилами руководствуются и по сегодняшний день.
Период наибольшего расцвета самых разных эмблем в цивилизованном
обществе приходится на средние века, эпоху крестовых походов.
Попытаемся представить себе 1095 г., когда папа римский Урбан II на
Клермонском соборе в г. Оверни (Франция) призвал христиан выступить в
поход против неверных. И все верующие, епископы, бароны и другие,
которые присутствовали на Большой Клермонтской площади поклялись идти
освобождать гроб Господен в Иерусалиме. Они облачились в одежду,
украшенную красным крестом, от чего и получили свое название
крестоносцев. В первых рядах были рыцари.
Именно такой экстраординарный средневековый феномен, как рыцарство
оказал огромное влияние на характер геральдического искусства и
использование гербов. Рыцари того времени отличались так называемыми
семью благочестиями – умением ездить верхом, фехтовать, охотиться,
стрелять из лука, плавать, танцевать, играть в шашки или шахматы. Их
обучали сложению стихов, пению серенад и галантному обхождению с
дамами. Подготовка к рацарскому званию была длительной. Она
начинаналась с семи лет, когда мальчик выходил из-под опеки матери и
поступал в замок для воспитания. Достигнув двадцати одного года
здорового и хорошо сложенного оруженосца торжественно посвящали в
рыцари.
В это время по всей Европе на каждом холме стоял замок. Но далеко не
все благородные мужи ими владели. Рыцарские роды, не владевшие землями
и не имевшие надежды на приобретение военной славы и добычи на родине,
охотно поддавались мечтам прославить себя военными подвигами и
приобрести независимые владения. Они шли в поход на восток, закованные
в стальные латы вместе с конем. Отличить их можно было порой только по
знакам-гербам.
Для каждого феодала и его вассала создавались такие отличительные знаки
или какие-либо эмблематические сочетания, которые являлись строго
индивидуальными и принадлежали, как правило, только одному человеку или
одной фамилии. Эти знаки становятсся со временем гербами, переходящими
по наследству.
Герб на щите занимал немаловажное, если не сказать весьма значительное,
место в рыцарских идеалах и законах, являясь неотъемлемым атрибутом
вооружения, как и связанные с ним понятия о чести, добродетели,
уважении к христианским святыням и к прекрасной даме. На гербах
размещали различные знаки и предметы, отражающие подвиги и
благородство, смелость и отвагу их владельцев. Герб служил
отличительным знаком благородного воина, так как кольчуга и латы того
времени совершенно скрывали коня и всадника.
Так, многочисленные войны, борьба феодалов за власть, а в перерывах
между ними рыцарские турниры, как основное место демонстрации рыцарской
доблести, способствовали совершенствованию не только вооружения и
ведения боя, но и геральдических эмблем, которые имели исключительно
важную задачу как для соратников, так и для противников. Следуя четким
ритуалам и правилам, перед началом проведения рыцарского турнира
происходил своеобразный суд специально подготовленных людей –
герольдов, которые подробнейшим образом разбирали облачение рыцаря и
герб, трактуя цвет и фигуры в нем.
Первые герольды должны были помнить, кому принадлежит тот или иной
герб, что означают фигуры, размещенные на нем. И если сначала герольды
знали, что скрывается за той или иной эмблемой в гербе армигера, то со
временем гербов становилось все больше, а их сочетания заметно
усложнялись. С течением времени возникла необходимость письменной
фиксации появляющихся во все большем количестве гербов и их владельцев.
Существующих гербовладельцев с принадлежащими им эмблемами стали
записывать в книги. Одной из первых таких книг является «Свод законов
Манессе», датируемый приблизительно 1300 г., который хранится ныне в
университете г. Хейдельберга. В нем, наряду с изображением рыцарей,
трубадуров и текстами их песен, приводятся не менее 140 миниатюр
неповторимых гербов.
|