Среда
23 Октября 2024
8:28:05

Вы вошли как Гость  Группа "Мирянин" Главная страница  Рыцарские ордена времен крестовых походов  Мой профиль  Выход
 


Разделы новостей
Орден [7]
Политика [3]
battleknight.ru [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 109
 
 
Рыцарские ордена времен крестовых походов: история возникновения и устройство
            ВСТУПЛЕНИЕ
   Рыцарство, как образ жизни Вступление Рыцарь - понятие емкое. Когда мы произносим это слово, то в абстрактном смысле представляем себе человека чести и принципов, в конкретном - всадника в ла-тах, с копьем и щитом. И то и другое верно, но это лишь часть целого. В Средние века рыцарь - четкая социальная категория: владелец небольшого феода, низший вассал на последней ступеньке феодальной иерархии. Но термин этот понимается историками и более широко - как феодал вообще, иначе говоря, как представитель военно-землевладельческого сословия Средневековья, вне зависимости от имущественного поло-жения и знатности. И наконец, нельзя не заметить, что понятие "рыцарство" (chevalerie) так или иначе касается почти всех институтов Западной Европы XI-XIV веков, включая нравы, обычаи, идеи, историографию и литературу - поэзию и прозу. Происхождение рыцарства и время его возникновения - вопросы темные, до сих пор вызывающие споры в специальной литературе. Одни уводят возникновение рыцар-ства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с "Германии" Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье, указывая на "Эдды" и "Беовульфа", а кое-кто помещает рыцарство целиком в развитый феодализм и выводит его из Крестовых походов. Не вдаваясь в бесполезную полемику, отметим, что рыцарство как военное сословие неизменно тесно связано со службой на коне; недаром в большинстве западно-европейских языков сам термин "рыцарь" является синонимом слова "всадник", "кава-лерист" (нем. Ritter, фр. chevalier, итал. cavaliere, ucn. caballero). Конная же служба впервые установилась на средневековом Западе при Каролингах, точнее при Карле Мартелле (начало VIII века), и именно за нее он стал раздавать земельные пожалова-ния. Эти пожалования назывались "военными бенефициями" и позднее превратились в наследственные владения - лены или феоды, а их держатели, соответственно, - в феодалов (рыцарей). Так сложилось феодальное (рыцарское) сословие, ставшее господ-ствующим классом общества. Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в это благородное звание. Только ро-довой по отцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождения было далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровым воспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воин-ских трудов, необходимо было основательное изучение всех рыцарских обязанностей. Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать, что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия, в которое он же-лал поступить. Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Пажи. С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало сво-их детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их сове-ты и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда другой рыцарь поручал ему довершить образование сына. Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на спра-ведливом опасении, что родительская нежность не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы. Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлял его и высказывал при этом свои последние наставления. Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении старого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. Жизнь пажа скучной не была: пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столом. Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая ка-мергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тро-стником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омо-вения странствующим рыцарям. Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только дол-жен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из са-мых благородных, набожных и добродетельных дам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали в сердцах слушателей внимание и почти-тельность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства. При-мер дам и рыцарей, которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие. Но более всего старались развить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем. Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вына-шивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви или военной славы. Так проходили жизнь и воспитание пажей. Оруженосцы. Чтобы показать молодежи назначение меча, - при переходе пажа в оруженосцы, когда меч впервые влагался ему в руки, - совершали религиозный обряд. Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводили к алтарю вышедше-го из пажей. Священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их не-сколько раз, препоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемым на них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев или камергеров, на конюших или шталмейстеров, в обязанность которых была забота о конях; на кравчих или форшней-деров, которые накрывали на стол, подавали кушанья, разрезали еду и т.д.; на мунд-шенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в 14 лет, молодые воспи-танники ближе допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которым должны были воспитываться. Они с большим вниманием наблюдали за ними, стараясь заслужить и привязанность и уго-ждая благородным иностранцам и придворным своего патрона; они стремились приоб-рести грацию движений, приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдер-жанность в разговорах и развязность, когда она была нужна. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка. Оруженосцы также облачали рыцаря в доспехи, когда это было нужно, заодно, вооружая рыцаря, сами учились этому искусству. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно.. Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя. Если проходил турнир или даже бой, каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, подни-мая его, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно. Оруженос-цам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодой воин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переносить столько трудов и опас-ностей. Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличного кавалера. Поэтому не уди-вительно, что и звание оруженосца было в большом почете. По прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начинали посещать дворы своих государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время странствовали и отправляли должности по-слов в отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти три рода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший их porsuivants d'armes. Так прохо-дила жизнь оруженосца. Подавая на стол, следя за вооружением рыцаря, помогая рыца-рю облачаться в доспехи, участвуя в странствиях и походах рыцаря оруженосец шел к своей главной мечте - Посвящению в рыцари. Посвящение в рыцари Посвящение в рыцари было для юного оруженосца таким грандиозным, торжест-венным, великим событием, которое меняло всю его жизнь: простой оруженосец пре-вращался в члены знатного и величественного, доблестного и отважного, честного и достойного сословия рыцарей. Посвящение запоминалось оруженосцу на всю жизнь. Вот как оно происходило. Оруженосец, домогавшийся рыцарского звания, просил навести о себе справки, когда государь или грансеньор, к которому обращались с просьбой, уверясь в храбро-сти, прямодушии и в других доблестях молодого poursuivant d'armes, назначал день по-священия. Для этого избирались обыкновенно кануны каких либо торжеств, например, объявление мира или перемирия, коронование королей, рождение, крещение или браки принцев, большие церковные праздники и, преимущественно, канун Пятидесятницы. Молитвой, строгим постом и чистосердечным раскаянием в грехах новик (la novice) несколько дней готовился к посвящению. После исповеди и благоговейного приобщения Св. Тайн, его облекали в белую, как снег, льняную одежду - символ непо-рочности, необходимой в рыцарском звании, отчего и произошло слово кандидат (candide от candidus - белый). В этом одеянии кандидат отправлялся в церковь на ноч-ное бдение. Там, перед алтарем Богоматери или своего патрона, подле надгробных па-мятников с изваяниями принцев и великих воителей, преклонял он колена и, сложив руки крестом, с поникшим взором, проводил всю ночь в молитве и размышлениях, вспоминал усопших героев и молил Творца сподобить его такой же подвижнической жизнью и смертью. На рассвете приходили за ним старые рыцари, его воспреемники, т. е. избранные стоять с ним во время посвящения, и уводили его в баню, приготовленную, из уваже-ния к рыцарству, великим камергером. По выходе из бани надевали ему на шею пере-вязь с мечом, укладывали его в постель и покрывали простым белым хитоном, а иногда и черным сукном, в знак того, что он прощался со сквернами мира и вступал в новую жизнь. В таком наряде воспреемники, в сопровождении родственников, друзей и всех ок-рестных рыцарей, приглашавшихся на величественную церемонию, вводили новопо-свящаемого в церковь. Здесь священник, благословляя меч новика, читал по-латыни псалмы и поучения. По окончании этого обряда воспреемники уводили кандидата в комнаты, где на-девали на него сперва что-то вроде темной фуфайки, потом газовую, тканую золотом рубашку, сверх этого легкого одеяния кольчугу и, наконец, мантию, испещренную красками и гербами рыцаря. В таком облаченье он являлся туда, где государь или какой-нибудь знаменитый рыцарь должен был облобызать его. Обыкновенно это лобзание давалось новопринято-му кавалеру в церкви или в часовне; впрочем, иногда давалось оно в зале или на дворе дворца или замка, а иногда даже и в чистом поле. Шествие было церемониальное, под звуки барабанов, труб и рогов; кандидату предшествовали главнейшие рыцари, нося на бархатных подушках доспехи, которыми его вооружали по прибытии на место; только щит и копье ему еще не вручались: он получал их после освящения. Затем совершали литургию во имя Св. Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, помещаясь как можно ближе к алтарю, впереди того, кто давал ему лобзание. Лишь только кончалась обедня, - церковнослужители выносили налой с книгой рыцарских законов, чтение ко-торых слушали внимательно. После этого чтения, посвящаемый становился на колени перед государем, кото-рый произносил следующие слова: "Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сы-на и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой - соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства - этого истинного и светлого источника вежливо-сти и общежития (la courtoisie). Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них, потому что мужская честь, после Бога, нисходит от женщин". Кандидат отвечал: "Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше слав-ное рыцарство". Тогда государь вынимал свой меч, ударял им по плечу новоизбранного, лобызал его, потом знаком повелевал восприемнику надеть новому рыцарю золотые шпоры - символ возлагаемого достоинства, помазать его елеем и объяснить восприемникам ему таинственный смысл каждой части его вооружения. После того, как все части рыцарского вооружения надевались восприемниками на новопосвященного рыцаря, все церемониально выходили из церкви, причем вновь при-нятый рыцарь шел сбоку давшего ему лобзание. Тогда один из старых рыцарей подво-дил красивого коня, покрытого богатой попоной, на четырех концах которой был вы-шит или нарисован родовой герб молодого рыцаря; наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на каске рыцаря. Когда под окнами дворца герольды начинали играть в трубы, новый рыцарь, не-смотря на тяжесть доспехов, часто не влагая ноги в стремя, мгновенно вскакивал на своего коня и гарцевал, потрясая копьем и сверкая мечом. Немного спустя, в том же наряде показывался он на площади. Там приветствовали его восклицания народа, кото-рый веселыми криками выражал свой восторг от приобретения нового защитника. Таков был обряд посвящения в рыцари при дворах королей, принцев и грансеньо-ров в мирное время. Но во время войн рыцарское звание жаловалось среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, в проломе взятого приступом города. Книга рыцарских законов Чтобы лучше понять аспекты морального устоя рыцарства, тот образ жизни, кото-рый они должны были вести, те идеалы, то совершенство, к которому они должны бы-ли стремиться, следует упомянуть о книге рыцарских законов, которые рыцари должны были строго исполнять и следовать им(но в реальной жизни они следовали им далеко не всегда). Читались эти законы церковнослужителем во время посвящения. Вот не-сколько статей из этой книги: 1. "Рыцари обязаны бояться, почитать, служить любить Бога искренно; сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не отрекаться от христианства. 2. Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое отечество. 3. Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужество их да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится. 4. Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорлять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных. 5. Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками; но да будут они везде и во всем вдохнов-ляемы честью и правдой. 6. Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают ими в ущерб прав ближнего. 7. Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избе-гают они всякого обмана и лжи. 8. На турнирах и на других увеселительных боях да не употребят никогда острия меча в дело. 9. Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего девственного и чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколеби-мо это доверие ко всем и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие. 10. Да не положат оружия, пока не кончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да следуют они ему и денно, и нощно в течение года и од-ного дня. 11. Если во время следования начатого подвига, кто-нибудь предупредит их, что они едут по пути, занятому разбойниками, или что необычайный зверь рас-пространяет там ужас, или что дорога ведет в какое-нибудь губительное ме-сто, откуда путнику нет возврата, да не обращаются они вспять, но да про-должают путь свой даже и в таком случае, когда убедятся в неотвратимой опасности и неминуемой смерти, лишь была бы видна польза такого предприятия для их сограждан. 12. Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству. 13. Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между вой-сками, начальству их вверенными; да не допускают они разорения жатв и вино-градников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или со-баку пастуха, который нанесет малейший вред кому бы то ни было на земле со-юзников. 14. Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взя-тые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп, или да возвращаются по обещанию, в означенные день и час, в тюрьму, иначе они будут объявлены бесчестными и вероломными. 15. По возвращении ко двору государей, да отдадут они верный отчет о сво-их похождениях, даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу, королю и начальникам под опасением исключения из рыцарства". Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их наруше-ние рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили принародно на площадь, ге-рольд спрашивал присутствующих: "Кто этот рыцарь?" Ему отвечали: "Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй", затем с "рыцаря" снимали шлем, доспехи, щит и т.д., ге-рольды приговаривали: "Этот щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, не-годяя". Раздев полностью "рыцаря", его обливали теплой водой, полукафтанье его раз-рывали, меч ломали и щит его раздроляли на 3 части. Затем виновного клали на но-силки и несли в церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы. Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени вины: например щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или, например, за менее тяжкие преступления ограничивались рисованием на гербе щита какого-нибудь позорного зна-ка. Делалось все это принародно, это был наглядный урок как молодым пажам и ору-женосцам, так и зрелым рыцарям. Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам, отыскивая приклю-чения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Таким образом, первые го-ды их рыцарского звания посвящены были путешествиям в дальние страны, к чужезем-ным дворам, чтоб сделаться совершенными рыцарями. У разных народов и у отлич-нейших рыцарей перенимали они разные способы переламывания копья. Чтобы испы-тать себя и поучиться, они домогались чести померяться с этими мастерами своего де-ла. Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они добровольно, ста-раясь стать на сторону правого. Они изучали также церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться храбростью, талантами и знанием приличий побу-ждало их знакомиться с знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дама-ми; они старались узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвра-щении на родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах. Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне, странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли они те чувства справедливо-сти и великодушия, которые им были внушены. Часто несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их пожаловали рыцарским званием или при ко-тором они просто присутствовали на торжественных празднествах, соединялись и це-лым обществом задумывали странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для оты-скания какого-нибудь исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более высокого предприятия. Герои, переходя из страны в страну, проез-жая леса, не имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты ору-жия; они кормились единственно охотой. Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал сладко в замках, где удерживал его радушный прием. На воротах и башенных шпилях подобных замков ста-вились золотые шлемы - условные знаки гостеприимства и пристанища, готового для странствующих рыцарей. Таков был обычай, и пока существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на высоких местах своих замков, что-бы странствующий рыцарь мог войти в чужой замок также смело, как в собственный.. Год и один день - обыкновенный их срок для окончания предприятия. Но данной ими клятве они обязаны были, возвратясь домой или в сборное место, откровенно расска-зать о своих похождениях, промахах и бедствиях. Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно при-ключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время странствий они при-думывали их сами: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинст-ва своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d'armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади. Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они раз-вешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться. Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желав-шие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предла-гавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружи-ем, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что по-бежденный обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя побеж-денным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали и чествовали рыцарей, таким об-разом к ним присланных. Во время поединков ломание копья возобновлялось ежеднев-но; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны. По возвращении из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок патро-на, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам он был знат-ным принцем, даже в собственный. Жизнь рыцаря в замке Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом ры-царя и его владений. Это был и дом и крепость и военный опорный пункт от посяга-тельств врагов. Население замка - очень большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Пер-вые замки обносились только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала строи-ли главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили другие башни. Стена, ров и тын - главные элементы замка. Среди башен замка была одна главная - донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же еще и играл важ-ное оборонительное значение - это была самая большая и прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний этаж. Из башен замка, одна, меньшая по объему, возвышалась значительно над други-ми; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня, называвшаяся сто-рожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях висели набатные колоко-ла, в которые били тревогу, завидев неприятеля в окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лаге-рем вассалы. С другой стороны - донжон, где жил сеньор, который мог отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо стен, оборонительных башен и дон-жона были также часовня, оружейная мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с запасами съестного. Очень важным элементом замка был коло-дец. Именно он снабжал жителей замка водой во время осады. Как выглядел интерьер замка? В замке было несколько залов, расположенных один над другим. Залы разделялись бревенчатым полом, позднее начали делать каменные своды. Один из залов - главный. Здесь происходили пиршества, танцы, выступления жонглеров. Зал был высотой 7 -.12 м, площадью 50 - 150 кв. м. Внутренние комнаты - спальня, склад для оружия, специальные комнаты для рукоделия, кухня. В главной башне помеща-лась часовня. Башни замка выглядели мрачными, так как окон было мало. Из-за громадной толщины стен перед каждым из 2 - 3 окон зала были просторные амбразуры, на ступеньку или две выше пояса. Здесь пряли жены феодалов свои бесконечные пряжи, уныло напевая "песни прях" о несчастной любви Аэлиз или Идуан. Занятия рыцарей. Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь как мож-но чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир, выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шах-маты и триктрак. Начало лета - сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и тур-ниры происходили весной - в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни в замке. Всякий визит воспринимался с радостью - паломника, жонглера, ме-нестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура. Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель. Что было на столе? На столе феодала было мало хлеба, но много мя-са. В основном ели дичь, пойманную на охоте - это лоси, кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу - куры, куропатки, лебеди, журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь - животное для езды. Не ели и говядину, так как бык - тяг-ловое животное. Ели рыбу, причем сырую - речную. Употреляли много травы - овощи, салат. Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики, фиги и апельсины. Пили сидр и пиво. Любимое занятие рыцарей - охота. Уже юные рыцари привлекались к участию в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота была безумной страстью. Французский монарх Филипп II Август любил охотиться все дни напролет во Франции и за ее пределами, охотился даже во время крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроли-ков и зайцев в заповедниках - исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам. Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в. Это труд-ное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно приручить молодого сокола. Сокол - любимое развлечение рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола - большая роскошь. Смерть сокола - большая потеря для хозяина. Другое развлечение феодала - игра в шахматы. В героических деяниях о них много упоминаний. В средние века любили играть в шахматы даже дамы. Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская с легкостью обыгрывала в шахматы принцев крови Франции и Англии. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II Августа (1180 - 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии, пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей. Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы пове-ствуют о турнирах. Для рыцаря турнир - предлог покинуть свой замок, сменить однооб-разное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на турниры была велика. "Божьи миры" ограничивали турнирную деятельность. В XI - XIII веках церковь особенно резко выступала против турниров. Во время турниров часто возникали злые ссоры, а рыцари, участвуя в турнирах, отвлекались от главного своего дела - борьбы против неверных в Святой Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и уважения к даме. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому рыцарю XII в. Годфруа де Прельи. Турниры происходили у одинокой крепости, на границе двух фьефов или княжеств. Сеньор, обеспечивавший организацию турнира, назначался заранее. Специальные глашатаи - герольды - выкрикивали день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя ок-ружала высокая стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была аре-на, отделенная перилами от зрителей. Для дам, судей и старейших рыцарей устраивались ложи на деревянных подмостках. Герольды во время турнира выкликали имена выступав-ших, обращались к дамам с просьбой остановить сражение в случае необходимости. Тур-нир состоял из трех частей: вначале конные ристания, цель которых - выбить противника из седла, затем - битва мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада деревян-ных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные особы - старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта рыба считалась талисманом. После вручения награды победителя вели во дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. Имена победителей заносили в особые списки, менестрели сочиняли о них песни. Победитель турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал выкуп. В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с незапятнан-ной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире выступал со значком, по-лученным из рук своей дамы, если значок падал или доставался противнику, то дама броса-ла новый. Последний удар наносился в честь Дамы. Турниры были настоящим праздником феодальной аристократии, они привлекали много зрителей и участников. На протяжении XI - XIII веков турниры переживали эпоху своего расцвета. Такой образ жизни вели средневековые рыцари, такими были их занятия и развлече-ния в мирное время. Рыцарь на войне Воевали рыцари очень храбро, очень мужественно, очень отважно, рвались в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на поле боя, но не отступить перед врагом. Страшнейшим обвинением для рыцаря было обвинение в не-достатке храбрости, поэтому можно себе представить с каким рвением и нетерпением они яростно бросались в бой, бились бесстрашно, иногда, порой, показывая просто чу-деса храбрости: Ричард Львиное Сердце, кстати прозванный так за свою храбрость, в одном из боев "так порывисто один устремляется за сарацинами, что никто не успевает за ним. И король исчезает из виду. Крестоносцы считали своего короля уже погибшим, когда он возвратился к ним. Конь был в крови и пыли, а сам Ричард пронизан стрелами. Очевидец сказал, что король походил на подушечку, со всех сторон утыканную игол-ками." Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные причины. Так, Ри-чард Львиное Сердце в битве при Арсуфе(третий крестовый поход) отразив 2 атаки са-рацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и уби-вали безоружного противника, и добивали раненного. Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров, например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить отступить хоть не-скольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один полководец. Сколько королей ли-шились победы только потому, что преждевременно теряли голову от страха! В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота - каждый рыцарь при-водил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не при-нимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в дос-пехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей против-ника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяже-стью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же дос-пехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командую-щих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бой-цам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом. Таково было храброе, отважное, яростное, настойчивое, упорное и безудержное поведение рыцаря в бою. Заключение Во второй половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. За-тем применение пороха привело и к изменению методов войны и к снижению роли конни-цы. Рыцарство перестает играть важную роль в жизни общества. Тогда же приходит в упа-док и рыцарская идеология. Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим мо-ральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой "воюющие" были так же важны, как и "молящиеся" или "работаю-щие".
Форма входа



Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2006